Квалификация персонала и надежность неразрушающего контроля
Проанализировано состояние и поставлены задачи по развитию системы обеспечения железнодорожного транспорта России специалистами в области НК различного уровня квалификации.
Об авторе
Бурносов Николай Матвеевич
Родился в 1948 г. Инженер путей сообщения-механик. Трудовую деятельность на железнодорожном транспорте начал в 1966 г. помощником машиниста локомотива.
В 1971 г. приглашен на работу в центральный аппарат МПС.
В 1985 г. выдвинут на должность первого заместителя начальника Главного управления кадров (затем - Гпав- ного управления кадров и учебных заведений). С 1992 г. возглавляет Департамент кадров и учебных заведений МПС Российской Федерации.
Доктор транспорта Академии транспорта РФ.
На федеральном ж.-д. транспорте непосредственно НК занято около 15000 работников 2S специализаций различного уровня квалификации - от инженеров до операторов; при этом около 1300 должностей должно замещаться лицами с высшим образованием в области НК (рис. 1) или, в крайнем случае, имеющими высшее или среднее специальное образование и прошедшими переподготовку в ВУЗе на специальном факультете по физическим методам НК.
Рис. I. Распределение инженерных должностей по хозяйствам федерального ж.-д. транспорта: - путевое; - вагонное + пассажирских сообщений; - локомотивное; - ремонта подвижного состава и производства зап. частей
Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) - пока единственный ВУЗ в МПС, который с 1974 г. ведет подготовку, а с 1984 г. - переподготовку инженеров и техников в области НК. При потенциальной возможности университета в подготовке ~ 500 инженеров и переподготовке ~ 375 специалистов, ПГУПС за прошедший период выпустил 324 инженеров и переподготовил 155 специалистов (из них 137 из путевого хозяйства, что составляет 17 % от числа инженерных должностей; 16 (7,5 %) - из вагонного и пассажирского сообщения и 2 (0,7 %) из локомотивного). Основная причина невостребованности возможностей ПГУПС - отсутствие в отраслевых департаментах МПС и в Управлениях железных дорог планов-графиков по целевому направлению абитуриентов на специализацию "Методы и приборы НК" (с 1996 г. - "Компьютерные технологии НК и диагностики технических объектов') и специалистов на факультет переподготовки в области НК в ПГУПС.
Технический уровень средств НК в мировой практике таков, что 90 - 9S % функций процесса НК выполняется оператором (дефектоскопистом). В связи с этим НК - это не только техника, но и искусство, а надежность НК всецело определяется надежностью комплекса "дефектоскоп - оператор" (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение числа п изломов рельсов по дефектам, не выявленным операторами, к общему числу N изломов в год
Надежность оператора прежде всего обусловливается уровнем его профессионального образования и уровнем его специального теоретического и практического обучения в области НК. Однако, как показывает многолетний анализ деятельности операторов в области НК, надежность выполнения возложенных на них функций при прочих равных условиях во многом предопределена их индивидуальными психофизиологическими качествами. Очевидно, не каждый претендент, получивший соответствующее профессиональное образование, в состоянии стать Оператором! В связи с этим по заданию Департамента кадров и учебных заведений МПС в ПГУПС разработана компьютерная программа профотбора лиц на должности операторов ультразвукового контроля технических объектов ж.-д. транспорта: в течение одного часа работы за компьютером претендент получает рекомендации о целесообразности или нецелесообразности работы в должности оператора (дефектоскописта).
Специальное профессиональное образование в области НК объектов путевого хозяйства будущие операторы получают в 38 техникумах и в дорожных технических школах. Подготовка де- фектоскопистов деталей и узлов подвижного состава в основном проводится на курсах в депо, в техникумах и технических школах. Значительный вклад в становление и функционирование системы обучения персонала в области НК вносит Учебно-методический кабинет МПС РФ. Ежегодно в организациях МПС РФ готовится более 500 операторов (дефектоскопистов). К сожалению, из-за недостаточного уровня квалификации преподавательского состава специальных дисциплин в ряде техникумов, дорожных школ и депо обучение ведется по упрощенной схеме, отсутствует необходимая учебно-лабораторная база, в учебных планах в ущерб основным дисциплинам значительный объем часов отводится на дисциплины, не имеющие отношения к деятельности персонала по НК.
Аттестации и переаттестации преподавателей дисциплин по НК технических объектов ж.-д. транспорта Департаментом кадров и учебных заведений МПС РФ в 1999-2000 гг. будет уделено пристальное внимание.
Повышением квалификации специалистов в области НК занимаются, как правило, те же техникумы и дортехшколы, Российская академия транспорта, ВНИИЖТ.
Модульное повышение квалификации специалистов в области систем НК на базе ультразвуковых методов ведется в ПГУПС с 1969 г. в НИИ мостов, а с 1974 г. - также сотрудниками кафедры "Методы и приборы неразрушающего контроля" (с 1996 г. - кафедры "Диагностика и безопасность технических объектов") в рамках отдела "Неразрушающие физические методы контроля" Центра дополнительного профессионального образования ПГУПС в соответствии с годовыми планами-графиками. В последние годы планами-графиками предусматривается повышение квалификации девяти категорий работников в области НК, включая преподавателей дисциплин по НК в техникумах (колледжах), дорожных технических школах и учебных центрах.
С 1969 г. в ПГУПС повысили свою квалификацию более 3000 специалистов, в том числе в 1991 -99 гг. - 1242 (рис. 3). К сожалению, среди последних нет ни одного представителя дортех- школ, техникумов и других организаций, ведущих обучение и повышение квалификации персонала.
Рис. 3. Число п операторов, прошедших повышение квалификации в ПГУПС в 1991 -99 гг., N - число операторов в хозяйствах: - путевом; - вагонном + пассажирских сообщений; - локомотивном
В целях обеспечения путевого, вагонного, пассажирского, локомотивного и энергетического хозяйств ж.-д. транспорта высококвалифицированными специалистами в соответствии с рекомендациями Отраслевого совета по профессиональному обучению кадров на ж.-д. транспорте и последующим Постановлением Коллегии МПС РФ в составе НИИ мостов ПГУПС, на правах его филиала, в октябре 1997 г. создан отраслевой Учебно-методический и аттестационный центр по неразрушающему контролю и диагностике технических объектов (НК-Центр).
На НК-Центр возложены задачи: создание единой учебно-методической базы и технических средств для повышения квалификации ИТР и практического обучения специалистов; разработка нормативной документации и аккредитация Дорожных Уполномоченных органов для сертификации персонала по НК; проведение краткосрочных школ-семинаров по отдельным аспектам НК на ж.-д. транспорте.
НК-Центру приданы функции экспертной организации по сертификации персонала НК МПС РФ. В соответствии с этим НК-Центром разработаны, утверждены, изданы и разосланы на железные дороги:
ПР 32.113. Правила сертификации персонала по НК технических объектов ж.-д. транспорта.
П ССПНК ЖТ.01-98. Положение об экспертизе уполномоченных органов и Экзаменационных центров системы сертификации персонала по НК технических объектов ж.-д. транспорта.
П ССПНК ЖТ.02-98. Положение об экспертизе учебных центров по подготовке персонала к сертификации в области НК технических объектов ж.-д. транспорта.
Завершается подготовительная работа к открытию в III-IV кварталах 1999 г. Дорожных Уполномоченных органов и Экзаменационных центров на Московской, Свердловской, Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской, Горьковской и Северной ж. д. В настоящее время функционирует Уполномоченный орган (Аттестационный центр "ПУТЬ"), созданный при ПГУПС в 1990 г.
В соответствии с Правилами ПР 32.113-98 сертифицировано на II и на III уровни соответственно 40 и 14 специалистов. Ряд претендентов (~ 27 %%) не подтвердили уровень знаний, достаточный для сертификации на II уровень квалификации.
Главным инженерам железных дорог следует интенсифицировать подготовку специалистов к сертификации на III уровень квалификации и базы для создания Дорожных Уполномоченных органов по сертификации персонала на II уровень квалификации.
Предстоящее широкое внедрение дефектоскопической аппаратуры на микропроцессорной базе, автоматизированных и компьютеризированных стационарных установок и мобильных средств НК при одновременном снижении численности операторов (дефектоскопистов) требует пересмотра концепции и разработки комплексной программы обеспечения ж.-д. транспорта специалистами различного уровня квалификации. В связи с этим Департамент кадров и учебных заведений МПС РФ планирует провести на базе ПГУПС и Октябрьской ж. д. расширенное совместное заседание отраслевого Совета по профессиональному обучению кадров на ж.-д. транспорте, Учебно-методического кабинета МПС РФ и НК-Центра по проблеме "Реорганизация системы и научно-методические аспекты подготовки, переподготовки и аттестации кадров по неразрушающему контролю технических объектов ж.-д. транспорта".